Муниципальное общеобразовательное учреждение
Волжская средняя общеобразовательная школа
Некоузский район, Ярославская область

    МОУ « Волжская средняя общеобразовательная школа»

Программа воспитательной работы (2015-2016 учебный год)

Автор:    Воронова М.А.,

                                                                                                                                                                       заместитель директора по ВР.

 

Общие положения

Воспитательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Волжская СОШ определяет цели воспитания с учетом приоритетов и стратегии государства, интересов учащихся и их родителей.

Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

·        Закон РФ «Об образовании»;

·        Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

·        Конвенция о правах ребенка;

·        Устав муниципального общеобразовательного учреждения Волжская СОШ;

·        Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Волжская СОШ;

·        Локальные акты.

Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной  среды.

Школьная Программа ориентирована на повышение статуса воспитания в системе образования школы, дальнейшее обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и накопленного школой опыта, формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания.

Программа определяет цели, задачи и условия для успешной реализации воспитательной работы.

 

Цель программы:

  • Воспитание активной жизненной позиции обучающихся, создание условий для адаптации и самореализации личности в современной социокультурной среде,  способной к свободному и ответственному социальному действию, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.

Задачи:

·         поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств;

·         формирование высоких нравственных качеств личности: милосердия, доброты, порядочности и др.;

·         воспитание социальной ответственности;

·         привитие навыков культуры поведения, речи, общения, правовой культуры;

  • создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья учащихся школы; воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью;

·         развитие органов ученического самоуправления;

·         привлечение родителей к заинтересованному участию в жизни школы, в воспитательном процессе.

Разделы программы:

·         «Нравственность и культура»;

·         «Я и моя Родина»;

·         «Здоровье»;

·         «Семья».

 

 Концептуальные ориентиры Программы

 

Сельский школьник имеет ограниченные информационные возможности. Все учащиеся школы продолжают образование в средней школе, учебных заведениях СПО, и многие получают высшее образование. Школа должна создать для ребенка базу уверенности в себе, умение находить для себя ресурсы.

Миссией школы является предоставление максимально широкого поля образовательных и воспитательных возможностей наибольшему числу учащихся, в соответствии с их личными потенциалами, образовательными потребностями, социокультурными нормами и ценностями. Школа ставит своей целью стать для ребенка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому, поэтому мы в своей работе реализуем свою модель воспитательной работы.

Школа должна создать новую систему стимулирующего и педагогически целесообразного влияния на жизнедеятельность учащихся, служащего целям гражданского, духовного и физического становления личности, учета и развития способностей и интересов школьников, их прав на свободный выбор видов и форм внеучебной деятельности, развития принципов природосообразности и культуросообразности как основы воспитательного процесса. 

В основу системы воспитания педагогический коллектив школы считает необходимым положить следующие исходные принципы:

1)    принцип гуманистического воспитания;

2)    принцип личностно ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;

3)    принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;

4)    принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;

5)    принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;

6)    принцип толерантности.

  Основой содержания воспитательного процесса являются общечеловеческие и национальные культурные ценности, ведущие идеи воспитывающей деятельности:

·        возвышение личности каждого ученика на основе формирования вокруг него культурной микросреды и осознания им уникальности и самооценки своей индивидуальности;

·        помощь в формировании новых потребностей, более сложных и высоких, чем естественные, природные потребности, обусловленные возрастом.

 

Для осуществления этих принципов необходимо применять диагностические методики, помогающие изучить познавательные интересы, возможности, склонности учащихся, предоставить им широкий выбор секций, внеурочных занятий, объединений, стимулирующих проявление инициативы. Педагоги должны корректировать и регулировать выбор, советовать, рекомендовать, проводить диагностику развития и необходимую коррекцию условий и ситуаций развития.

Эффективным средством воспитания должно стать ученическое самоуправление как совместная деятельность педагогов и учащихся по управлению деятельностью своего учебного коллектива.

 

1.     Основные направления воспитательной деятельности

 

·        Патриотическое и гражданское воспитание Патриотическое воспитание молодого поколения является первостепенной функцией каждого современного общества.

Заполняя с раннего детства духовный мир подростка такими высокими понятиями, как «Родина», «Отечество», «Россия», государство воспитывает полноценных граждан.

Педагогический и ученический коллектив ставит перед собой двуединую задачу: воспитание гражданственности как общечеловеческой нравственно-этической категории свободного человека и воспитание патриотизма в подлинном смысле этого понятия, воспитание любви к своей земле, к своему народу, к своему прошлому, к своей культуре и истории.

Настоящий патриот должен быть здоров нравственно и физически, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Поэтому к задаче патриотического воспитания теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.

Патриотическое воспитание ставит своими задачами:

-                                     расширение кругозора школьников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитание на примерах мужества, героизма и мудрости нашего народа, а также развитие интеллектуальных способностей обучаемых, чувства коллективизма;

-                                     пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;

-                                     воспитание чувства патриотизма с помощью достижений русского искусства, фольклора;

-                                     развитие художественного вкуса и культуры учащихся на примерах духовных традиций русского народа;

-                                     совершенствование организации досуга, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований;

-                                     формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья (имеется в виду здоровье физическое, психическое и социальное);

-                                     приобщение к воспитательной работе семьи, включение семьи в единое воспитательное пространство.

 

 

·        Формирование здорового образа жизни и профилактика зависимого поведения

Направления работы:

-     Формирование системы знаний о здоровье сбережении.

-         Спортивно-массовая работа.

-         Совместная деятельность по профилактике правонарушений, преступлений, зависимого поведения несовершеннолетних с  РОВД.

-         Совместная деятельность с ГИБДД.

Плановый медицинский осмотр  специалистами  из Волжской амбулатории.

Формирование системы знаний о здоровьесбережении решается на уроках, через систему классных часов, консультаций специалистов, тематических вечеров, викторин.

 

Одним из важных факторов укрепления физического, нравственно-психического здоровья учащихся является спортивно-массовая работа, которая реализуется через работу спортивных секций: футбол, волейбол, легкая атлетика.

 

·        Школьное самоуправление

Участие школьников в самоуправлении способствует формированию их активной гражданской позиции, умению принимать решения и отвечать за них.

 

·        Работа с родителями

Важным звеном воспитательной работы школы является работа с родителями как с наиболее заинтересованными участниками образовательного процесса.

Задачами такой работы являются:

-         просвещение родителей в вопросах семейной педагогики;

-         распространение новостей и пропаганда идей, связанных с развитием инновационных процессов в школе;

-         привлечение родителей к активному участию в общественной жизни школы;

-         изучение общественного мнения с целью выяснения степени удовлетворенности школой.

Решение этих задач реализуется через следующие мероприятия:

-         общешкольные и классные родительские собрания;

-         работа родительского комитета;

-         ежегодные отчеты перед родителями и представителями общественности о результатах работы за год и ходе реализации Программы развития;

-         выставки творческих и исследовательских работ учащихся для родителей;

-         мероприятия, организуемые и проводимые школой для родителей и жителей поселка.

 

 

Ожидаемые результаты.

В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:

 

ü     Приобретение учащимися знаний, умений и навыков по планированию, организации разнообразной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни;

ü     Сплочение коллектива детей, занятых интересующей их деятельностью, активных, творческих, общительных;

ü     Социализация личности, формирования у неё активной жизненной позиции, развитие лидерского потенциала;

ü     Формирование нравственных качеств личности: коллективизма, ответственности, забота о младших, окружающей природе;

ü     Формирование положительного имиджа детей.

 

      

          План воспитательной работы

2015-2016 уч. год

 

Разделы программы:

·         «Нравственность и культура»;

·         «Я и моя Родина»;

·         «Здоровье»;

·         «Семья».

 

«Нравственность и культура»

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Беседа с учащимися о внутришкольном распорядке, правилах поведения в школе и Уставе школы.

сентябрь

Кл. руководите-ли

Урок «Я талантлив!» (5-6 кл.)

сентябрь

Педагог – организатор

Беседы по профилактике правонарушений «Поступок и ответственность» (1-11 кл.)

в течение года

Инспектор ПДН, зам. директора по ВР, кл. руководители

Выставка осенних композиций «Чудесные краски осени» (1-11 кл.)

 

 

сентябрь

Зам. директора по ВР, педагог – организатор, кл. руководители

«С благодарностью Вам!» -  праздничная программа, посвященная Дню учителя.

Выпуск общешкольной газеты ко Дню учителя – 10 кл.

5 октября

Зам. директора по ВР, педагог – организатор, учитель музыки.

Кл. руководитель 10 кл.

Беседы о соблюдении правил дорожного движения  «Улица как источник опасности»(1-11 кл.)

 

Беседа «Что такое дисциплина и как она влияет на учебу».

 

 

(раз в четверть)

 

 

октябрь

Инспектор ГИБДД, зам. директора по ВР, кл. руководители.

 

Кл. руководители

 

 Всероссийский словарный урок, посвященный дню рождения великого российского лексикографа Владимира Даля. В рамках Года литературы.

 

ноябрь

Учителя русского языка и литературы, кл. руководители

Участие в районной интеллектуальной игре для старшеклассников «Знание — сила!»

октябрь

Зам. директора по ВР, кл. руководители 9-11 кл.

Кл. час «Пожелаем друг другу добра» (1-4 кл.)

октябрь

Кл. руководители

Кл. час «Честность и достоинство человека» (5-7 кл.)

 

октябрь

Кл. руководители

Кл. час «Жизненный идеал и стратегия успеха»

октябрь

Кл. руководители

«Осенний бал»

 праздники, вечера 1-2, 3-4, 5-7, 8-11кл.

 

 

октябрь

Педагог – организатор,

учитель музыки, зам. директора по в/р.

Неделя детской книги (1-4 кл.).

ноябрь

Библиотекарь школы

Литературная гостиная, посвященная творчеству Сергея Есенина «Мои стихи спокойно расскажите…» (8-11 кл.)

декабрь

Учителя литературы, музыки, зам. директора по ВР, педагог – организатор.

День правовых знаний

декабрь

КПДН, зам. директора по ВР

«Пришла волшебница зима».

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку, на лучшую новогоднюю стенгазету.

декабрь

Педагог – организатор, учитель музыки, зам. директора по в/р., кл. руководители

«Новогодний переполох» – новогодние праздники, вечера (1-11 кл.)

 

 

 

 

декабрь

Педагог – организатор, учитель музыки, зам. директора по в/р.,  кл. руководители

·        Классный час «В чем заключается культура умственного труда?»

январь

Кл. руководители

Праздники, вечера, посвященные Международному женскому дню:

Конкурс сочинений «Самый близкий и родной человек» (3 – 7 кл.)

«Для милых дам» – праздничная программа для мам и бабушек (1-4 кл.), «Веселый девичник» (5-7 кл.), (8-11 кл.)

Выпуск общешкольной газеты к 8 Марта – 7 «А» кл.

март

Педагог – организатор, учитель музыки, зам. директора по в/р.

 

Кл. рук. 7 «А» кл.

Классный час, посвященный Дню славянской письменности и культуры

май

Классные руководители, библиотекарь, зам. директора по ВР

 

«Дом и семья»

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

«День знаний» – торжественная линейка;

Первый урок для первоклассников

 

 

 

 

 

Педагог — организатор, зам. директора по в/р;

кл. руководитель 11 кл.,

учитель музыки.

Общешкольное родительское собрание на тему «Жестокое обращение с детьми»

октябрь

Представители КПДН

Выставка творческих работ «Это сделали мы сами»  нач. кл., 5 аб кл.

 «В каждом сердце слово мама!» -праздничная программа, посвященная Дню матери.

Конкурс стихотворений о маме (1-4 кл.).

Конкурс рисунков «Мамочка милая, мама моя» (1-5 кл.).

Выпуск общешкольной газеты ко Дню Матери (9 кл.)

ноябрь

Зам. директора по в/р;

педагог – организатор;

учитель музыки,

классные руководители.

 

 

 

 

Кл. руководитель 9 кл.

«Турнир для пап и сыновей»

1 – 2, 3-4 кл.

февраль

Учитель физкультуры,

зам. директора по ВР, кл. руководители

« Для милых дам!»

Праздничная программа для мам и бабушек

 

Выпуск общешкольной газеты к Международному женскому дню

7 «А» класс

март

Педагог – организатор,

Учитель музыки,

Зам. директора по в/р.

 

Кл. руководитель 7 «А» класса

День открытых дверей

апрель

Администрация, классные руководители, учителя

« Праздник последнего звонка»

Выпускные праздники, вечера 4 кл., 9, 11 кл.

Выпуск праздничной стенгазеты – 11 кл.

май

май – июнь

Педагог – организатор, зам. директора по в/р, учитель музыки, кл. руководители 1, 4, 9-х, 11 кл.

 

« Я и моя Родина»

 

·        Урок России: « Готов к труду и обороне» « Я ГоТОв».

(2-10 кл.)

·        Урок, посвященный 11-й годовщине трагических событий в Беслане (8-11кл.).

 

сентябрь

 

 

 

 

 

 Кл. рук.

2-10 кл..

 

Представители МУ «Социальное агентство молодежи».

«Мастерская добрых дел» (1-4 кл.).

Изготовление поздравительных открыток для ветеранов.

Выставка творческих работ обучающихся 1-4 кл.

сентябрь – октябрь

Отв. кл. руководители 1-4 кл.

Участие в праздничной программе, посвященной Дню пожилого человека.

1 октября

Учитель музыки, зам. директора по ВР, педагог – организатор.

·        Тематический урок, посвященный 70-летию со дня подписания акта о  капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны.

сентябрь – октябрь

Отв. учителя истории, классные руководители

·        Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

октябрь

Отв. учитель информатики

·        Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций, посвященный 25-й годовщине создания МЧС России

октябрь

Отв. кл. рук. 1-11

Участие в районном туристско – краеведческом конкурсе «Отечество»

октябрь

Рук. школьного музея

·        Классный час, посвященный Дню народного единства.

ноябрь

Кл. руководители

·        Тематический урок  информатики в рамках Всероссийской акции «Час кода»

декабрь

Отв. учитель  информатики

·        Классный час, посвященный Дню Конституции «Что значит быть гражданином своей страны?»

декабрь

Кл. руководители

Участие в районном этапе областного конкурса на противопожарную тематику «01»

февраль

Зам. директора по ВР, педагог – организатор, кл. руководители

·        Классный час, посвященный Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества» (1-11 кл.)

 

февраль

 

Кл. руководители, рук. школьного Музея

 

·        Классный час «России верные сыны»

 

 

февраль

Кл. руководители

Выпуск общешкольной стенгазеты, посвященной Дню защитников Отечества (5 «Б» кл.).

 

Кл. рук. 5 «Б» кл.

Участие в межрайонном фестивале патриотической песни.

февраль

Учитель музыки

Единый день профориентации выпускников (9-11 кл.)

 

февраль

Зам. директора по ВР, кл. руководители 9-11 кл.

Поэтическая композиция «Поэты России. Поэты нашего края. А.П. Суворов».

5-11 кл.

 

 

апрель

Учителя литературы, зам. директора по ВР, педагог – организатор.

Школьная краеведческая конференция.

(5-11кл.) Выступ.  участники районного краеведческого конкурса.

апрель

Рук. школьного музея

Акция по благоустройству Памятника учителям и учащимся, погибшим в годы Великой Отечественной войны и Памятника волжанам, погибшим в годы войны.

апрель

Руководитель школьного музея, зам. директора по ВР, активисты школьного музея.

Военно – спортивная игра «Зарница».

5-9 кл.

май

Зам. директора по ВР, руководитель школьного музея, учитель ОБЖ.

Участие в районной военно – спортивной игре «Победа – 2015».

Ком. юн. 9-10 кл.

май

Учитель ОБЖ

Торжественная линейка, посвященная 70-летию Победы «Салют, Победа!»

 

май

Зам. директора по ВР.

Участие в концертной программе, посвященная Дню Победы.

 

 

 

май

Учитель музыки, заместитель директора по ВР., педагог – организатор.

Ответственные за выпуск общешкольной стенгазеты ко Дню Победы – уч-ся 5 «А».

май

Кл. рук. 5 «А» кл.

Участие в муниципальном конкурсе ЛМК «Тебе, моя Россия!»

май

Учитель музыки, заместитель директора по ВР., педагог – организатор.

Экскурсии в Музей боевой и трудовой славы волжан. «История создания школы в п. Волга». К 100-летию с момента появления первой школы в п. Волга.

(1-4 кл.)

(5-11 кл.)

 

в течение года

 

 

Руководитель школьного музея;

Актив музея

 

«Здоровье»

Участие в Мышкинском полумарафоне «По шести Холмам» (6-11 кл.)

5 сентября

Отв. зам. директора по ВР

Участие в полумарафоне «Золотое кольцо»

 г. Ярославль (7-11 кл.)

12 сентября

Отв. зам. директора по ВР

Участие в районных соревнованиях «Призывник России» (юн. 9-10 кл.)

18 сентября

 

Учитель физкультуры;

зам. директора по в/р.

Участие в районных соревнованиях «Русская лапта» (7-9 кл.)

сентябрь

Учитель физкультуры

Участие в районных соревнованиях по легкой атлетике (5-9 кл.)

октябрь

Учитель физкультуры

Сдача норм ГТО 1-11 кл.

октябрь

Учитель физкультуры, зам. директора по безопасности

Кл. часы :« Здоровье и спорт – главный рекорд».

ноябрь

Кл. руководители

Участие в межрайонном фестивале «Добавь движения!» (9-11 кл.)

ноябрь

Зам. директора по ВР, педагог – организатор

 

Участие в районном фестивале агитбригад «Мы за здоровый образ жизни!»

Акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом (1-11 кл.)

 

ноябрь-декабрь

 

 

 

 

Педагог — организатор, зам. директора по ВР, кл. рук. 10-11 кл.

Товарищеские встречи по волейболу. (5-6, 7-8, 9-11 кл.)

 

 

 

ноябрь

Учитель физкультуры, учителя начальной школы, кл. рук.

Соревнования «Меткий стрелок» (7-11 кл.)

ноябрь

Учитель физкультуры

 

 

Соревнования: «Вставай на лыжи!»

 

 

Сдача норм ГТО (лыжи) 1-11 кл.

 

 

Соревнования по биатлону (5-11 кл.)

 

январь

 

 

январь

февраль

 

февраль

 

Педагог – организатор,

учитель физкультуры.

Учитель физкультуры.

 

«Вперед, мальчишки!» (нач. шк., 5-7 кл.)

«А ну-ка, парни!» (8-11 кл.)

февраль

Учитель физкультуры,

учитель ОБЖ,

зам. директора по в/р.

кл. руководители 1-11 кл.

Участие в районном спортивном празднике

«А ну-ка, парни!» (8-11 кл.)

февраль

Учитель физкультуры,

учитель ОБЖ

зам. директора по в/р.

Беседа «Спорт – это движение, а движение – жизнь».

Спартакиада, посвященная Всемирному дню здоровья.

7 апреля

Зам. директора по в/р.,

педагог – организатор,

учитель физкультуры, кл. руководители.

 

Соревнования «Безопасное колесо» (5-7 кл.)

апрель

Учитель физкультуры,

учитель ОБЖ

Участие в районных соревнованиях по легкой атлетике

май

 

 

Учитель физкультуры

 

План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

План работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних